16.08.2021
Кейс Enso Flowers: как не быть ещё одним цветочным магазином
У вас наверняка есть подписка на такси, музыку, фильмы, банковские услуги и развлечения. Но приходило ли вам в голову подписаться на… доставку цветов?
В московском онлайн-проекте Enso Flowers каждый день создают букет-персонаж, у которого нет дней-сиквелов. Менеджер студии Виталий рассказывает, как наладить цветочную рассылку хоть в окно, использовать силу вакуума и следовать эко-стандартам.
Команда и процессы: принцип «каждый в своих рамках» может мешать в работе — задачи универсальны для всех сотрудников
Виталий
«Ядро проекта — полная неформальность общения. Вполне реально соблюдать корпоративные стандарты и при этом оставаться коллективом, в котором люди искренне друг другу нравятся».
Сперва в команде было всего два человека — 2019 год, небольшая студия и желание создавать букеты со смыслом. Концепция и сегодня не изменилась: ежедневно мы составляем так называемый «Букет дня». Он доступен в трёх размерах, а композиции никогда не повторяются.

Сейчас в проекте 20 человек: менеджеры, флористы, креативный продюсер-фотограф, SMM-специалист. Многие на удалёнке, хотя в дни полной загруженности собираемся все в студии. У нас нет принципа «каждый в своих рамках»: задачи всегда разные и подходят для всех сотрудников.

Идея с подпиской появилась благодаря спросу на «Букет дня». Его активно разбирали по предзаказам, появились постоянные клиенты, спрашивали, можно ли заказать букеты на несколько дней вперёд. Так возникла эта услуга — по сути, бронь определённого количества букетов. Периодичность доставки выбирает подписчик, от одного раза в неделю до нескольких раз в месяц. Разумеется, в стоимость подписного периода включена скидка.

Цветы для наших букетов — преимущественно сезонные, от классики до экзотических, из России, Европы и ЮАР. И мы постоянно охотимся на необычные виды и сорта.

Для закупки растений мы используем русскоязычные биржи, плюс англоязычные сайты: там мы работаем с поставщиками напрямую, выстраиваем логистику с их менеджерами.

Изменилось качество хотя бы одного элемента букета — меняем сам букет. Переснимаем, перезаливаем фото на сайт и в соцсети — новые снимки ежедневно. Из-за этого перфекционизма у нас и не бывает повторяющихся композиций. Наверное, этим мы и отличаемся от других цветочных магазинов. Зато клиенты, которые заказывают у нас опцию «На будущее», знают, что получат букет, близкий к безупречному.

К любому фидбэку мы относимся трепетно, особенно к негативному. Потому что он помогает стать лучше. В работе над ошибками сперва определяем, в какой области случился недочёт: флористической, администраторской, курьерской. Далее восстанавливаем цепочку событий и прописываем моменты, которые помогут избежать проблем в будущем.

Всё решается в пользу клиента, насколько это возможно. Заменяем товар, даём промокод или скидку.
Локдаун: как поменялись пользовательские привычки
Виталий
«Одна из наших заказчиц улетела за границу, а её подруга — не смогла, осталась в Москве. Теперь подруге каждые две недели приходил букет с новым пожеланием, написанным от руки. Вот такая получилась поддержка — на всю зиму. Подобных заказов сейчас стало много. Люди стараются показать близким, что думают них».
Во время первого карантина заметно повысилось количество заявок. Люди, вынужденные сидеть по домам, безумно захотели цветов. Заказы «самим себе» были востребованы и раньше: клиенты оформляли подписку, чтобы периодически обновлять интерьер букетом. Но локдаун стал неожиданным катализатором спроса.

Ещё клиенты быстро привыкли к бесконтактной доставке. Всё больше заказов — с просьбой оставить букет у двери, позвонить и уйти. Тенденция сохранилась даже после смягчения карантинных мер.
Упаковка: как сохранить и цветы, и заботу об окружающей среде
Виталий
«Большинство цветочных магазинов производит много мусора, и он редко — биоразлагаемый. Даже зелёные отходы не всегда получается компостировать безопасно, так как на свалках они распадаются на метан. Сейчас мы ищем возможность экологичной утилизации».
Элементы наших букетов можно сдать на переработку: это, в основном, крафт-бумага и минимум плёнки. Аквабоксы можно выбрасывать и в синие городские баки, и в отдельные контейнеры для сортировки отходов.

К каждому букету прилагаем карточку. С лицевой стороны — памятка по уходу за цветами, с обратной — эко-тезисы. Скоро заменим весь текст QR-кодом, который ведёт на аналогичную информацию. Так отходов будет ещё меньше.

С деликатной природой цветов мы справляемся, используя вакуум-боксы. Это специальные перевозки, в которых букеты могут пробыть до десяти часов и не завять.
Доставка: как сберечь хрупкость цветов и клиентских ожиданий
Виталий
«Курьер „Чекбокса“, кстати, однажды залез к получательнице в окно. Это был заказ от парня девушке: вручить цветы таким нестандартным способом. Wow-эффект состоялся, фидбэк был отличный».
В России эко-транспорт развивается медленно, а на самокатах и велосипедах цветы возить нежелательно — постоянная тряска им вредна. Мечтаем об электрокарах. Конечно, стоимость такой доставки придётся закладывать в букеты. Но, думаю, получилось бы установить приемлемый для клиентов ценовой порог.

Сейчас вопрос доставки решаем двумя подходами: пешими и курьерами на автомобилях. В первом случае это один штатный сотрудник плюс студенты в пиковые дни. Во втором — «Чекбокс», особенно за МКАД. Когда нужно супер-срочно, используем службы такси. У такси долгое ожидание и нет фиксированной цены в час пик, но и альтернативы для сжатых сроков тоже пока, увы, нет.
Сейчас «Чекбокс» тестирует услугу «Срочный заказ». Ближайший курьер сразу заберёт ваш заказ и отвезёт его напрямую.
В приоритете у клиентов соотношение скорости и качества доставки. Заказчики выбирают либо точное время с доставкой в течение полутора часов, либо трёхчасовой слот. Если пользуемся какими-то службами помимо «Чекбокса», нареканий по доставке больше. Бывало, что букеты портились, потому что курьер их нёс как попало, или неудачно закидывал в машину. Или курьеры вообще пропадали.

В нашей сфере востребованы сюрпризы — в буквальном смысле. Клиенты часто заказывают букеты в качестве неожиданного жеста в адрес близкого человека.

Тут важно выяснить, уверен ли заказчик в том, что получатель будет в нужное время в нужном месте. A то курьер приезжает на адрес, а там никого нет. Но мы и с этим работаем отлично. Например, выясняем через заказчика, где находится получатель. Если в пешей доступности — курьер сразу туда и доставит букет, без доплаты.

В праздники 8 марта и День святого Валентина объём заказов увеличивается, грузовые машины больше времени проводят на таможне, а поставки могут задерживаться. И тут главное — не торопиться скорее развести букеты, а тщательнее проверять качество каждого цветка.
Продвижение: профессиональный фотограф в штате окупается ростом продаж
Виталий
«В Instagram находится бо́льшая часть нашей аудитории, но заказы совершаются через сайт. Навигация, фильтры, консультация менеджера, быстрое оформление — соцсети, при всех плюсах, не заменят удобство этих функций».
Мы постоянно проводим акции на свежие цветы, постим красивые профессиональные фото, и это действительно привлекает людей. В Instagram и контент-маркетинг, и таргет, и реклама у нас работают равноценно.

Помогает, что нас часто рекомендуют. Во-первых, есть база отзывов на «Яндекс.Картах» и «Google Картах». Во-вторых, сарафанное радио работает стабильно мощно. Клиент подарил кому-то наш букет, получателю понравилось, он спросил, откуда цветы. А как только появился повод — тоже заказал букет у нас.

Другие истории
Показать ещё