10.08.2021
Кейс: как бренд «Упакуй-ка» опередил тренд на D2C
СEO Ксения Ганьшина о том, как угнаться за скоростью, мастерить для мастеров и упаковывать упаковку. И при этом обойтись без маркетплейсов.
Интернет-магазин «Упакуй-ка» помогает мастерам хендмейда решить вопрос с розничной упаковкой товаров. Сейчас сервис доставляет упаковку по всей территории России и ЕАЭС. Основатель Ксения Ганьшина рассказывает о том, как компания «для своих» стала успешным D2C-продавцом, востребованным у корпоративных и нишевых брендов.
Запуск и спрос: продавать то, что не могли приобрести сами
Ксения Ганьшина
«Хотя на проект нас вдохновил кондитер, сейчас на эту сферу мы не ориентируемся. Здесь много конкуренции именно с кондитерскими магазинами, которые предлагают упаковку как сопутствующие товары. Наши основные клиенты занимаются рукоделием — шьют, вяжут, валяют, варят свечи, работают с эпоксидной смолой. Практически весь спектр направлений ручного мастерства».
Компании четыре года. Началось всё с того, что моя сестра занялась изготовлением пряников ручной работы. И оказалось, что почти не найти магазин, который предлагает широкий размерный ряд в розницу. Одну-пять штучек не купишь: только оптовый тираж. Так мы решили продавать то, что не могли приобрести сами.

Команда собралась из давних друзей и коллег с прошлых работ. Под многих специально создавались позиции. Когда знаешь человека, знаешь его рабочую этику, появляется доверие, а следом и результат. Сотрудники базируются не только в Москве, но и в Подмосковье, Новосибирске, Саратове. Эта позиция — практически полная удалёнка — у нас была ещё до локдауна. И давала результат уже тогда.

Мы не внедряли D2C-модель специально: вообще о ней не задумывались, а действовали по наитию. Просто нам с самого начала было важно общаться с каждым клиентом напрямую, вести заказ, анализировать потребности. То есть, когда в «карантинный» 2020 год на D2C пришлось 15% всех онлайн-покупок в России, мы неожиданно оказались в тренде.

Схема и сегодня не изменилась: мы заказываем коробки у производителей и фасовочные материалы у поставщиков и поддерживаем широкий ассортимент. Цвета нейтральные — белые и бурые. Размеры внедряем, прорабатывая варианты с начальником производства, отделом продаж и получая фидбек от клиентов.

Пробные партии заказываем минимальными тиражами. Если видим спрос на определённую новую упаковку — усиливаем продвижение, постим фото в соцсетях, рекламируем. Так она может попасть в постоянный ассортимент. Если в течение полугода спрос низкий, убираем в категорию «под заказ» и заказываем тираж под запрос определённых клиентов. Так мы не перетариваем склад, но по-прежнему можем продать менее востребованную упаковку тем, кому она всё равно нужна.

Сейчас запускаем индивидуальное изготовление под заказчика. В этом случае, правда, минимальный тираж будет от 200 штук. Но при индивидуальном заказе клиент выбирает под себя всё: цвет и марку картона, конструкцию, дополнительные ложементы. Плюс на упаковку можно нанести его логотип или принт.
Вывод: Занимайте свободную нишу, но не спешите откусывать сразу от всех пирогов. Прислушивайтесь к целевой аудитории, чтобы ваш продукт мог с первых дней конкурировать с крупными игроками.
Продвижение и продажи: как найти крупных заказчиков?
Ксения Ганьшина
«Если ты уверен в идее, если проверял ёмкость рынка, его потребности, то лучше сразу вкладывать деньги в техническое оснащение».
Вначале мы подумали: сэкономим на интеграции с 1С, задействуем человеческий ресурс. Оказалось, плохая идея. Потому что люди, которые делают дёшево, делают не всегда правильно. Я, собственно, уже четвёртый год исправляю их ошибки, внедряя «один-эску».

65% заказов нам приносит сайт. Мы вложились в SEO-оптимизацию ещё на этапе его запуска и сейчас «Упакуй-ка» в топах выдачи Google и «Яндекса».

В первое время заказы шли исключительно из Instagram, но с появлением сайта мы увидели истинные возможности продаж. И теперь на таргетированную рекламу в Instagram тратим не больше 15 000 ₽ в месяц.

Интегрироваться нужно с большинством возможных платформ. Непосредственно во «ВКонтакте», например, у нас заказы случаются раз в неделю. Но около 5% переходов на сайт — именно из «ВК».

Чего мы не ожидали, так это корпоративных заказов с «Ярмарки мастеров» (специализированный D2C-сайт, российский аналог Etsy). Нам раньше казалось: ну какие там корпораты, там же девочки-рукодельницы в основном. Но нет. Это хороший урок — никогда не угадаешь, где обнаружится крупный заказчик.
Вывод: Закладывая фундамент, не экономьте на инструментах, включая поисковые оптимизации. Нельзя недооценивать и определённые площадки с точки зрения развития клиентской базы.

Соцсети же хороши как инструмент продвижения. Но сайт, хорошо индексируемый поисковиками, может быть отличной основной площадкой для продаж. Он менее зависим от переменчивого алгоритма соцсетей и будет стабильно привлекать потенциальных клиентов через топ выдачи. Оформление заказов через сайт — автоматизировано и не требует поддержки 24/7 для выставления счетов или запроса адресов доставки. Это особенно актуально для постоянных клиентов.
Поддержка: даже расстроенный сервисом клиент должен остаться доволен
Сайт «Упакуй-ка» сделан максимально user-friendly, с подробной системой фильтров. Четкая разбивка по категориям: съёмные крышки, коробки с окошками и т. п. Есть разбивка по направлениям — мастерам, которые делают свечи ручной работы, требуется одна упаковка, ювелирам другая, мыловарам третья.

В каждой карточке товара — подробное описание его технических характеристик, конструкций, размеров, материала и прочих свойств. Систему для каталога мы составляли, анализируя заказы клиентов.

Удобство сайта упрощает работу и отделу продаж / службе поддержки. Там сейчас всего три удалённых сотрудника. Раньше у нас вообще не было базы знаний для новичков. Менеджер просто изучал открытую информацию на сайте и использовал для консультирования и рекомендаций.

В этом году мы уже расширяем отдел, к сезону. Поэтому готовим обширную базу — новые сотрудники быстрее адаптируются и научатся и качественно обрабатывать запросы клиентов.

Наша цель — оперативное консультирование, стремимся к цифре не более 15−20 минут на обработку новой заявки. Часто работаем с запросами до полуночи, у нас есть отдельный вечерний менеджер. Мы отвечаем даже в воскресенье, хотя это официально наш выходной. Потому что ощутимо много клиентов, не получив отклик в воскресенье, уходят навсегда.

Мы не жалеем времени на общение с клиентами. Консультируем в соцсетях, мессенджерах, по почте, помогаем с подбором упаковки. Условный хендмейдер — человек творческий, ему не всегда понятно, в какую коробку что и каким образом нужно положить. До пандемии у нас был шоурум в Москве, но сейчас мы вполне обходимся фото- и видеообзорами.

После заказа мы не обзваниваем покупателей и не шлём опросы для проверки качества. Но обязательно работаем с входящими претензиями. Даже расстроенный клиент должен остаться довольным, насколько это возможно. Случилась неприятность — либо возвращаем деньги, либо отправляем на замену товар за наш счёт. И даём скидки на последующие покупки.
Вывод: «Живые» консультации по всем доступным каналам связи, с учётом специфики клиентов — отличный стимулятор роста компетенции команды, продаж и доверия.
Доставка: чем выше спрос, тем больше риск
Ксения Ганьшина
«Мы отгружаем заказы день в день, либо на следующие сутки. Стараемся не превышать трёхдневный срок. Чем раньше посылка отправится в путь, тем лучше — даже если у транспортной компании случится независящий от нас форс-мажор».
На первых этапах я развозила заказы сама. Потом мы какое-то время пользовались популярными службами. Было два пеших курьера-фрилансера, школьники и студенты на подработке. Не самый надёжный вариант. И чем выше становился спрос на «Упакуй-ку», тем серьёзнее был риск.

«Быстро» — главное требование сегодняшних заказчиков. Когда мы добавляли к прочим услугам экспресс-доставку по Москве и ставили стоимость от 800 ₽, я была уверена, что она не будет востребованной. Ошиблась. Пока для таких заказов периодически используем такси и рады, что сейчас и «Чекбокс» работает над опцией срочной доставки.

Чтобы соответствовать спросу на доставку день-в-день, нужно быстро отгружать товар. Сейчас, перед праздничным бизнес-сезоном — а длится он с конца сентября по март — расширяем штат, оптимизируем склад, внедряем CRM-системы. В ближайших планах подключить и протестировать API, который будет автоматически подсчитывать в корзине стоимость доставки и передавать в «Чекбокс».

Бесплатная доставка — больная тема, конечно. Люди к ней привыкли, но мы не можем её себе позволить. Средняя цена коробки — 70 рублей. И покупатель действительно может взять только одну коробку; был случай, когда человек заказал пакет за 1 рубль, и больше ничего. Но мы стремимся стать «Озоном» от мира упаковки и в будущем отправлять клиентам заказы за минимальную стоимость.

60% заказов мы отправляем в межгород, включая ближнее Подмосковье. И если у «Почты России» или службы доставки случились задержки — аварии, поломки, и прочая — негатив от клиентов всё равно приходит к нам. Поэтому мы стараемся искать варианты с минимумом промежуточных звеньев. Вот как «Чекбокс» для Москвы: курьер приехал, забрал заказ и поехал к клиенту напрямую.
Вывод: Большинство курьерских служб отправляет заказы «на перекладных», что увеличивает риск повреждений. Ищите вариант, который оправдает для клиента платную доставку.
Маркетплейсы: риски или плюсы для бизнеса?
Ксения Ганьшина
«Маркетплейсы очень не экологичны. У них каждая товарная единица упаковывается отдельно: наклейки с штрих-кодами, скотч, прокладочные материалы, полиэтиленовые пакеты… Масса отходов даже для небольшой посылки».
На площадках вроде Ozon и Wildberries производители размещаются напрямую, с меньшей наценкой. Тут с ними сложно конкурировать. Но и ассортимента такой широты, как у нас, они не дадут.

Коробки — хрупкий товар. Чтобы отправить их через распределительные центры маркетплейсов и крупных служб доставки, нужна дополнительная упаковка, а это — время и деньги. И всё равно нет гарантии, что на каком-то из этапов наши коробки не помнут и не порвут. Риски повреждений и возвратов закладываются в цену товара. И если требуются упаковка разных размеров, выгоднее покупать у нас напрямую, чем на маркетплейсе, пусть и с бесплатной доставкой.
Вывод: Маркетплейсы могут выигрывать ценой на товары и бесплатной доставкой, но не выбором и не знанием узкоспециализированной ниши. Модель D2C менее рискованна и лучше попадает на запрос конкретного клиента.

Другие истории
Показать ещё